Главные термины и основные положения
Глава 1. Общие положения. Самые основные термины для понимания происходящего
Правила Дорожного движения это прежде всего закон. А что нужно, чтобы закон работал? Нужно, чтобы все, кто ему подчиняется понимали его одинаково и не устраивали самодеятельность в плане трактовок. Я думаю так, я думаю этак. Этак, я думаю, у нас будет бардак на Дорогах. А чтобы одинаково понимать закон, нужно одинаково понимать то, что в нем написано, иначе будет как в поговорке.
Дуракам Закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так.
Поэтому начнем мы с самого начала, а именно с терминов.
Они подробно расписаны в Главе 1 “Общие положения”
Это как толковый словарь, который позволяет нам одинаково трактовать термины, которые далее применяются в Правилах. То есть если далее в Правилах мы увидим какой-то термин, описанный в Общих положениях, то трактовать этот термин мы должны так и только так, как он описан в Главе 1.
Словарь с виду объемый, от А(втомагистраль) до Э(лектромобиль). Нужен ли он нам всесь и сразу? Мы же при изучении иностранного языка не зубрим весь словарь на 100500 слов.Так что все намного проще, для начала нам понадобится только десяток терминов. Десяток, не так уж и много, постараемся их понять.
Чуть позже я их проиллюстрирую схемами. Но схемы мне сейчас нужно будет вытащить из презентаций к лекциям, так что следите за обновлениями))
А пока просто термины.
Что же мы хотим в итоге? Ездить по Дороге. Поэтому сперва разберем термины, относящиеся к Дороге, ее элементы. На дороге бывают всякие условия, которые требуют от ВСЕХ участников движения определенныу действия. Ну и в итоге мы совершаем некоторые маневры. Надо тоже понимать, как они называются и в чем их особенности.
Итак, сегодня мы разберем три группы терминов:
И начнем мы с термина
“Тротуар” – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
“Полоса движения”- любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
“Проезжая часть”- элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
“Разделительная полоса”- элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
“Населенный пункт”- застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26.
1.1
“Перекресток”- место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
“Прилегающая территория”- территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
“Главная дорога”- дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 – 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
2.
“Недостаточная видимость”- видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
“Ограниченная видимость”- видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
“Темное время суток”- промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
“Препятствие” – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
“Опасность для движения” – ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
3.
“Обгон” – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
“Опережение” – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
“Остановка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
“Стоянка” – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
“Перестроение” – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
“Вынужденная остановка” – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
===========================
========================
4.
“Маршрутное транспортное средство” – транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
“Дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
“Разрешенная максимальная масса” – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
И в конце нашей лекции мы рассмотрим два очень важных термина, которые и будут определять наше дальнейшее поведение на Дороге. Что мы делаем на Дороге, в процессе движения? Просто едем? На Марсе или Луне может такое и прокатило бы, но не на Земле, где уже 8 млрд. чел.
Мы встречаемся с другими участниками движения и каждый раз решаем, кто должен уступить дорогу, а кто имеет преимущество:
“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
“Преимущество (приоритет)” – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.